Жан-Поль Готье

Жан-Поль Готье: эпатаж - его суть

Неделя высокой моды в Париже ознаменовалась  эпатажным завершением показа коллекции Жана-Поля Готье - дефиле Кончиты Вурст в образе готической невесты. Пресса уже поспешила объявить бородатого трансвестита, покорившего сердце знаменитого модельера-гомосексуалиста, новой музой дизайнера. Да, гениальный кутюрье продолжает удивлять и даже шокировать публику, как он это делал в течение всего своего профессионального пути...

Как всё начиналось

Не зря говорят, что детские впечатления - самые сильные. Маленький Жан целыми днями мог смотреть телевизор и листать журналы мод - бабушка позволяла то и другое в немереных количествах. Свои впечатления от увиденного мальчик немедленно реализовывал, сооружая из подручных материалов немыслимые наряды для любимого плюшевого медвежонка. Забавный зверюшка в руках ребёнка выступал то в роли невесты, то космонавта, повергая окружающих в веселье и рождая раздумья: кем же вырастет такое талантливое дитя... 

Мальчик был желанным и единственным в семье скромных бухгалтера (отец) и кассира (мать), всю жизнь проработавших в заводской столовой. Жили они в Аркее (пригороде Парижа), где 24 апреля 1952 г. и родился Жан-Поль. Поскольку родители целыми днями работали, то воспитание сынишки они доверили бабушке - тоже работавшей, но дома: она была портнихой. К ней постоянно приходили заказчицы, которые в ходе примерок представали перед малышом то в корсетах, то в кардиганах, то в платьях - и все одежды были разных расцветок и фасонов. Это страшно интересовало ребёнка, вскоре уже мастерившего тёплые блейзеры для своих "раздетых" игрушек. 

Жизненные впечатления наслаивались одни на другие, и рождавшиеся в воображении модели фантастических одежд Жан переносил на бумагу. Эскизов скапливалось всё больше, однако желание воплотить в жизнь эти разножанровые фасоны у него не появлялось. Как ни странно, но в юности Жан-Поль хотел стать парикмахером, а не модельером. И всё же прозорливая Судьба рассудила по-своему. В 1970 г. сам Пьер Карден пригласил Жана стать его ассистентом, когда увидел эскизы 18-летнего юноши.

Крутой взлёт

С того 1970 г. всё и началось. Работая то у Кардена, то у Гома, то у Тарлацци, Жан-Поль добивается больших успехов в создании чрезвычайно оригинальных коллекций для Домов моды "Карден" и "Пату". И в 1976 г. он приходит к мысли, что пора выпускать одежду под собственным именем. 

И надо ж было такому случиться, что первый показ его личной коллекции совпал с показом более известного дизайнера. Результат - никто и не заметил Готье; журналисты не написали о нём практически ничего. Умный человек даже из неудачи извлекает зерно истины. Жан-Поль навсегда усвоил урок: нужно обязательно выделяться на фоне остальных. 
Наступила эра эпатажа.

Показы коллекций Готье собирали толпы посетителей: там было на что посмотреть! Причём шокировали не только фасоны, но и места показов, и манекенщики. Трамвайное депо, бывшая тюрьма, спортивный ринг, музей... Публика азартно обсуждала животрепещущий вопрос: где же в следующий раз состоится демонстрация? И кого кутюрье оденет в необыкновенные одежды - это также всех горячо интересовало, учитывая, что его "моделями" были толстые и тонкие, высокие и карлики, старики и старухи - словом, настоящий пантеон некрасивых и немолодых. Зато какой ажиотаж вызывали выставки мод Готье! Сказано же: скандал - лучшая реклама.

И через 8 лет Готье заключил выгодный контракт с японской "Кашиямой", финансирующей его творчество. Коллекции "Джеймс Бонд", "Хай-тек", "Дадаизм", "Культурный шок" прочно закрепили за ним звание "хулигана моды". Публика иной раз не знала, как реагировать на его "мусорный дизайн": модельер в качестве материалов мог использовать что угодно - помойное ведро, консервные банки и пр. А как эпатировал зрителей т.н. "корсетный стиль", когда элементы в виде чашечек и косточек были все на виду! Нестандартный, непредсказуемый француз - такую репутацию заслужил Жан-Поль к 30 годам. 

Сенсация за сенсацией

С конца 80-х г.г. Готье - признанный лидер авангардизма. Коллекция "Мужчина-объект" с манекенщиками в юбках и декольтированных платьях лишь утвердила общее мнение о нём как о самом неординарном кутюрье ХХ в. А Жан-Поль продолжал подсыпать жару: коллекция-унисекс "Гардероб для двоих" сменялась "Милым монсеньором", "История мужчины" - "Французским жиголо"... И что ни показ - то выворачивание наизнанку не просто традиций, а мозгов ошалевшей публики. Но именно эти коллекции подготовили почву под главную тенденцию нашего времени: сочетание несочетаемого.

Сотрудничество с Мадонной вывело дизайнера на новый уровень: его стали приглашать для создания костюмов для многих кассовых фильмов. Имя Готье прогремело на весь свет. И теперь что бы он ни придумывал, всё принималось на "ура".

Гротескные модели и этнические мотивы его коллекций прокатились по миру девятым валом, сшибавшим всех с ног своей непривычной (мягко говоря), необычной красотой. Его копировали, признавая огромное влияние идей Готье на моду всех стран.

Звезда массовой культуры - таков был всеобщий вывод...

А завершение - как у всех? 

Первоклассные идеи остаются по-прежнему самыми невообразимыми, но в соединении с колоссальным опытом и шикарными материалами они позволяют Готье оставаться наиболее ярким представителем современной моды - противоречивой, иногда вызывающей неприятие и всё равно притягательно-великолепной. Наигравшись и наконец угомонившись, гениальный enfant terrible моды (ужасный ребёнок) вдруг превратился в классика моды: он занялся исключительно "высоким подиумом". Готье теперь генерирует концепции лишь для коллекций "от кутюр". Однако это действительно талантливые вещи! 






ПЕРСОНЫ
Наталья Водянова
Я сделала это. Я имею все, что я хочу.
Тайра Бэнкс
Не так важно иметь красивое тело, важно уметь с ним обращаться!
Прямой эфир